Продолжаем изучать новую серию Focal Aria Evo X. Теперь протестируем третью по старшинству модель в линейке, причем музыкальные способности этих немаленьких трехполосных напольников будем оценивать в той же аудиосистеме, в которой ранее слушали новые эволюционные «Арии» номер 1 и номер 2.
Если внимательно присмотреться ко всем моделям серии Aria Evo X, которую мы вам уже частично представили в обзорах стендовых «единичек» и напольных «двоек», можно заметить, что тестируемая сегодня третья система стоит немного особняком.
Корпус со слегка скошенными боковинами по ширине и глубине точь-в-точь как у младших напольников, но по высоте он вровень с самой крупной и массивной «четверкой». Такая вытянутая пропорция вместе с премиальной отделкой стеклом, лаком Moss Green High Gloss и искусственной кожей придают системе имидж самой изящной в линейке. Но еще важнее, что только у Aria Evo X №3 на переднем щите под среднечастотником целых три басовика и два фазоинвертора (к слову, есть еще и третий порт — его раструб выведен в щель между нижней стенкой корпуса и литой металлической опорой).
Казалось бы, дополнительный драйвер ничего кардинального не меняет в базовых параметрах. Aria Evo X №3 на четыре килограмма тяжелее нижестоящей модели и всего на полдецибела чувствительнее. Да, мы получаем систему, у которой более высокий SPL (за счет большей допустимой подводимой мощности), а заодно и бас на пять герц ниже (за счет более низких настроек фазоинверторов), но за это надо доплатить 50 тысяч рублей.
В силу сказанного многие могут счесть «тройку» этакой переходной моделью. Но я уверен, что в ней воплощена идея куда более интересная.
Тонкие материи
Focal, как всем известно, самостоятельно проектирует и делает динамические головки. В этом деле компания так продвинулась, что многие придуманные ею технологии и инженерные хитрости при создании громкоговорителей уникальны по-настоящему — у других производителей порой не найти даже отдалённых аналогов фокаловским разработкам.
Это дает компании больше преимущество. Просто сочетая новейшие идеи с теми, что уже хорошо себя зарекомендовали, Focal получает возможность выпускать новые серии АС с невероятной скоростью. Что мы и наблюдаем.
Например, когда-то производилась славная хай-файная линейка Chorus на динамиках из композита Polyglass и инвертированными твитерами. Но в последнее десятилетие компания создала сразу два новых композита — технологичный стекловолоконный пластик Slatefiber и более интересный по характеристикам Flax на основе натурального льна. Также были внедрены и важные улучшения в твитерах — пороновые подвесы, новые материалы куполов и т.д. Все это и легло в основу сразу трех новых серий: бюджетной Chora на драйверах Slatefiber, средней Aria на Flax c улучшенными твитерами TNF и продвинутой Kanta, где Flax дополнили топовыми бериллиевыми мембранами.
В прошлом году Focal стала делать твитеры с куполами TAM, которые, как и TNF, так же выполнены из алюминий-магниевого сплава, но имеют более сложный в сечении профиль излучателя. И эта инновация тут же дала начало трём сериям: уже проверенные классические «арийные» TNF в сочетании с басовиками Slatefiber образовали серию Thevа, а новейшие TAM в комбинации с Slatefiber породили Vestia. Что касается Aria Evo X, то это, как несложно догадаться, союз новых пищалок TAM с «арийными» НЧ- и СЧ-головками Flax (слегка модифицированными, к слову).
Все перечисленные «композиции» уже побывали в наших обзорах, поэтому не будем повторяться. Отметим лишь главное: M-образный профиль твитеров ТAM обеспечивает более точный фронт звуковой волны и быстрее успокаивается после резких импульсов, т. е. не размывают их.
А материал Flax (он же сэндвич «F»), состоящий из 0,4-миллиметрового слоя льняной ткани, армированной тончайшими слоями стеклоплёнки, сочетает в себе вс плюсы прочного композита с малым весом и прекрасным внутренним демпфированием. У таких головок нет выраженных структурных резонансов, как у динамиков из кевларовой ткани или из чистого стекло- или углеволокна. При этом они проще в производстве по сравнению дорогими фирменным композитными W-сэндвичами, которые Focal применяет в старшей серии Sopra и флагманской Utopia.
Высокоточное оружие
Однако вернемся к Aria Evo X №3 с их особой тройной архитектурой НЧ-секции и фазоинверторов. Инженеры Focal не просто так уже который раз прибегают к ней. Она появилась еще во времена Chorus 836, практически без изменений была повторена в Aria 936, а после и в экспериментальных Aria 936 К2 – единственных системах серии, где вместо головок Falx был применен еще один фирменный композит.
Установка нескольких легких басовиков вместо одного крупного позволяет повысить отзывчивость системы к мощным басовым всплескам, не теряя в мощности импульса, ведь в данном случае площадь излучения получается большой. Также это означает, что одинаковым низкочастотникам для выработки того же общего уровня звукового давления придется колебаться с чуть меньшими амплитудами, т.е. в более линейном режиме.
Само собой, чтобы идея реализовалась по максимуму, драйверы должны откликаться абсолютно синхронно. Видимо, поэтому, чтобы не исказить атаку сигнала, рабочий диапазон басовой секции Aria Evo X №3 закачивается раньше, чем у “двойки” – не на 290, а на 260 Гц. Думаю, что использование трех портов тоже выбрано ради более точной передачи фронта звуковой волны.
Если у вас будет возможность сравнить в одной системе Aria Evo X №3 с нижестоящими “двойками” – непременно воспользуйтесь этим. Сразу услышите, как работает концепция трех басовиков. Уж насколько боевиты, певучи и музыкальны младшие напольники, но “тройки” на их месте предлагают просто иной уровень погружения в музыку и аккуратности передачи всего музыкального события.
Сцена – правильная по масштабу и фантастически образная. Динамика в басовой области лишь чуть более забористая, т.к. в первую очередь обращаешь внимание на то, как классно весь басовый регистр “пришит” к середине. Этого перехода будто нет вовсе – все мидбасовые текстуры четкие и телесные, ударный бас, как положено, хлесткий и точный, а более низкий силовой – фактурный, энергичный и ничуть не затянутый. Разумеется, лучше выражены и самые низкие составляющие, причем это особенно заметно, когда слушаешь какой-либо БСО – удары в литавры, раскатистая вибрация большого оркестрового барабана передаются так реалистично, будто ты сам перенёсся в концертный зал.
Характер звучания в остальном диапазоне не дает поводов для замечаний. Переход ВЧ/СЧ субъективно гладкий и чистый, без заметных искривлений АЧХ. Сам верх — точный, динамичный, достаточно детальный и совершенно не напрягает. Если найдете неприятные или агрессивные оттенки — ищите их в источнике, усилителе, кабелях, но точно не в колонках.
Впереди у нас запланирован также тест флагманской модели серии – Aria Evo X №4, но уже сейчас можно сказать, что «тройка» своим выверенным и поставленным звучанием тоже порождает ощущение дорогой высококлассной АС, подходящей для самых требовательных аудиофилов. В ряду «Арий» это, пожалуй, самые верные (если даже не самые педантичные) колонки. Они достаточно универсальны, но их главный козырь в том, что они минимально окрашивают то, что воспроизводят.
Уж насколько боевиты, певучи и музыкальны младшие напольники, но “тройки” на их месте предлагают просто иной уровень погружения в музыку
Разумеется, лучше выражены и самые низкие составляющие, причем это особенно заметно, когда слушаешь какой-либо БСО.
СИСТЕМА
Сетевой ресивер Naim Uniti Nova
Кабели
LAN Oehlbach State of The Art Cat 8.1
акустические Oehlbach State of The Art Fusion Two и InAkustik Referenz LS 1002
силовые Oehlbach State of the Art Powercord
Focal Aria Evo X №3
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
www.focal.com/ru
Конфигурация: 5 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 39 – 30 000 Гц (+/-3 дБ) || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 32 Гц || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/2,8 Ом || Частоты раздела полос: 290 и 3100 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 300 Вт || Отделка: Black High Gloss, Moss Green High, Prime Walnut || Габариты Ш х В х Г: 294 х 1150 х 371 мм || Масса 1 шт: 29 кг || Цена за пару: 499 000 руб.
Корпус со слегка скошенными боковинами по ширине и глубине точь-в-точь как у младших напольников, но по высоте он вровень с самой крупной и массивной «четверкой». Такая вытянутая пропорция вместе с премиальной отделкой стеклом, лаком Moss Green High Gloss и искусственной кожей придают системе имидж самой изящной в линейке. Но еще важнее, что только у Aria Evo X №3 на переднем щите под среднечастотником целых три басовика и два фазоинвертора (к слову, есть еще и третий порт — его раструб выведен в щель между нижней стенкой корпуса и литой металлической опорой).
Казалось бы, дополнительный драйвер ничего кардинального не меняет в базовых параметрах. Aria Evo X №3 на четыре килограмма тяжелее нижестоящей модели и всего на полдецибела чувствительнее. Да, мы получаем систему, у которой более высокий SPL (за счет большей допустимой подводимой мощности), а заодно и бас на пять герц ниже (за счет более низких настроек фазоинверторов), но за это надо доплатить 50 тысяч рублей.
В силу сказанного многие могут счесть «тройку» этакой переходной моделью. Но я уверен, что в ней воплощена идея куда более интересная.
Тонкие материи
Focal, как всем известно, самостоятельно проектирует и делает динамические головки. В этом деле компания так продвинулась, что многие придуманные ею технологии и инженерные хитрости при создании громкоговорителей уникальны по-настоящему — у других производителей порой не найти даже отдалённых аналогов фокаловским разработкам.
Это дает компании больше преимущество. Просто сочетая новейшие идеи с теми, что уже хорошо себя зарекомендовали, Focal получает возможность выпускать новые серии АС с невероятной скоростью. Что мы и наблюдаем.
Например, когда-то производилась славная хай-файная линейка Chorus на динамиках из композита Polyglass и инвертированными твитерами. Но в последнее десятилетие компания создала сразу два новых композита — технологичный стекловолоконный пластик Slatefiber и более интересный по характеристикам Flax на основе натурального льна. Также были внедрены и важные улучшения в твитерах — пороновые подвесы, новые материалы куполов и т.д. Все это и легло в основу сразу трех новых серий: бюджетной Chora на драйверах Slatefiber, средней Aria на Flax c улучшенными твитерами TNF и продвинутой Kanta, где Flax дополнили топовыми бериллиевыми мембранами.
В прошлом году Focal стала делать твитеры с куполами TAM, которые, как и TNF, так же выполнены из алюминий-магниевого сплава, но имеют более сложный в сечении профиль излучателя. И эта инновация тут же дала начало трём сериям: уже проверенные классические «арийные» TNF в сочетании с басовиками Slatefiber образовали серию Thevа, а новейшие TAM в комбинации с Slatefiber породили Vestia. Что касается Aria Evo X, то это, как несложно догадаться, союз новых пищалок TAM с «арийными» НЧ- и СЧ-головками Flax (слегка модифицированными, к слову).
Все перечисленные «композиции» уже побывали в наших обзорах, поэтому не будем повторяться. Отметим лишь главное: M-образный профиль твитеров ТAM обеспечивает более точный фронт звуковой волны и быстрее успокаивается после резких импульсов, т. е. не размывают их.
А материал Flax (он же сэндвич «F»), состоящий из 0,4-миллиметрового слоя льняной ткани, армированной тончайшими слоями стеклоплёнки, сочетает в себе вс плюсы прочного композита с малым весом и прекрасным внутренним демпфированием. У таких головок нет выраженных структурных резонансов, как у динамиков из кевларовой ткани или из чистого стекло- или углеволокна. При этом они проще в производстве по сравнению дорогими фирменным композитными W-сэндвичами, которые Focal применяет в старшей серии Sopra и флагманской Utopia.
Высокоточное оружие
Однако вернемся к Aria Evo X №3 с их особой тройной архитектурой НЧ-секции и фазоинверторов. Инженеры Focal не просто так уже который раз прибегают к ней. Она появилась еще во времена Chorus 836, практически без изменений была повторена в Aria 936, а после и в экспериментальных Aria 936 К2 – единственных системах серии, где вместо головок Falx был применен еще один фирменный композит.
Установка нескольких легких басовиков вместо одного крупного позволяет повысить отзывчивость системы к мощным басовым всплескам, не теряя в мощности импульса, ведь в данном случае площадь излучения получается большой. Также это означает, что одинаковым низкочастотникам для выработки того же общего уровня звукового давления придется колебаться с чуть меньшими амплитудами, т.е. в более линейном режиме.
Само собой, чтобы идея реализовалась по максимуму, драйверы должны откликаться абсолютно синхронно. Видимо, поэтому, чтобы не исказить атаку сигнала, рабочий диапазон басовой секции Aria Evo X №3 закачивается раньше, чем у “двойки” – не на 290, а на 260 Гц. Думаю, что использование трех портов тоже выбрано ради более точной передачи фронта звуковой волны.
Если у вас будет возможность сравнить в одной системе Aria Evo X №3 с нижестоящими “двойками” – непременно воспользуйтесь этим. Сразу услышите, как работает концепция трех басовиков. Уж насколько боевиты, певучи и музыкальны младшие напольники, но “тройки” на их месте предлагают просто иной уровень погружения в музыку и аккуратности передачи всего музыкального события.
Сцена – правильная по масштабу и фантастически образная. Динамика в басовой области лишь чуть более забористая, т.к. в первую очередь обращаешь внимание на то, как классно весь басовый регистр “пришит” к середине. Этого перехода будто нет вовсе – все мидбасовые текстуры четкие и телесные, ударный бас, как положено, хлесткий и точный, а более низкий силовой – фактурный, энергичный и ничуть не затянутый. Разумеется, лучше выражены и самые низкие составляющие, причем это особенно заметно, когда слушаешь какой-либо БСО – удары в литавры, раскатистая вибрация большого оркестрового барабана передаются так реалистично, будто ты сам перенёсся в концертный зал.
Характер звучания в остальном диапазоне не дает поводов для замечаний. Переход ВЧ/СЧ субъективно гладкий и чистый, без заметных искривлений АЧХ. Сам верх — точный, динамичный, достаточно детальный и совершенно не напрягает. Если найдете неприятные или агрессивные оттенки — ищите их в источнике, усилителе, кабелях, но точно не в колонках.
Впереди у нас запланирован также тест флагманской модели серии – Aria Evo X №4, но уже сейчас можно сказать, что «тройка» своим выверенным и поставленным звучанием тоже порождает ощущение дорогой высококлассной АС, подходящей для самых требовательных аудиофилов. В ряду «Арий» это, пожалуй, самые верные (если даже не самые педантичные) колонки. Они достаточно универсальны, но их главный козырь в том, что они минимально окрашивают то, что воспроизводят.
Уж насколько боевиты, певучи и музыкальны младшие напольники, но “тройки” на их месте предлагают просто иной уровень погружения в музыку
Разумеется, лучше выражены и самые низкие составляющие, причем это особенно заметно, когда слушаешь какой-либо БСО.
СИСТЕМА
Сетевой ресивер Naim Uniti Nova
Кабели
LAN Oehlbach State of The Art Cat 8.1
акустические Oehlbach State of The Art Fusion Two и InAkustik Referenz LS 1002
силовые Oehlbach State of the Art Powercord
Focal Aria Evo X №3
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
www.focal.com/ru
Конфигурация: 5 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 39 – 30 000 Гц (+/-3 дБ) || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 32 Гц || Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/2,8 Ом || Частоты раздела полос: 290 и 3100 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 300 Вт || Отделка: Black High Gloss, Moss Green High, Prime Walnut || Габариты Ш х В х Г: 294 х 1150 х 371 мм || Масса 1 шт: 29 кг || Цена за пару: 499 000 руб.
Автор: Руслан ТАРАСОВ
Источник: https://www.salonav.com/arch/2024/04/akusticheskie-sistemy-focal-aria-evo-x-n3.htm