Обзоры

Обзор кабелей и аксессуаров Oehlbach. Часть 2 (Salon AV)

Самые дорогие вещи, включая и аудиотехнику, нередко создаются не столько для потребителя, сколько ради демонстрации инженерно-научного потенциала их производителя и высокого статуса бренда. Но о топовой линейке кабелей Oehlbach State of the Art такого не скажешь — эти «произведения искусства» не лишены пафоса, но куда интереснее их применять по прямому назначению.
В первой части обзора мы уже рассказывали о фирменных подходах, которых придерживается Oehlbach — один из наиболее авторитетных немецких производителей аудио кабелей и аксессуаров. Но они распространяются на только на средние линейки Performance и Excellence. Тем же принципам разумной достаточности компания следует и во флагманской серии State of the Art, для производства которой применяются куда более продвинутые материалы и технологии.

Здесь, однако, стоит прояснить важный вопрос — что вообще следует подразумевать под разумной достаточностью, когда речь идет о кабелях, которые уже не может позволить себе каждый желающий? С одной стороны, на рынке есть много кабелей, превознесенных рекламой — их перфекционизм ощущается лишь на бумаге. С другой стороны, есть кабели, выпускаемые в мизерных количествах, дико сложные в производстве, на которые не жалели ни серебра, ни золота, ни графена. Понятное дело, их цена граничит с космосом.
Здравый перфекционизм — это не просто середина между крайностями. Он четко определяет цели. Любые инновации должны давать слышимый результат, а не громкие обещания. Применение более дорогих материалов, сложных технологий и комплектующих должно быть экономически целесообразно и не приводить к значительному удорожанию.

Этому принципу инженеры Oehlbach следовали еще в старой линейке XXL (кстати, многоволоконный оптический XXL 80, приобретенный двадцать лет назад всего за $45, до сих пор служит нам референсом в соединениях TosLink). Судя по всем признакам, он актуален и в серии State of the Art. Как вы далее увидите, даже самые дорогие модели в топовой гамме вполне приземлены по цене и многие из них дешевле своих аналогов от других брендов.

Ключевое отличие кабелей State of the Art от более массовых — широкое применение меди HPOOC. Сверхчистые проводники, полученные методом непрерывного литья, чья внутренняя структура близка к идеальной монокристаллической, используется не только в интерконнектах и акустических кабелях, но также в интерфейсах USB и даже в силовых State of the Art Powercord.
С последними мы уже познакомились, когда тестировали фильтры питания Oehlbach. Этими же кабелями обеспечивалось и питание тестовой аудиосистемы на компонентах Classe, в которую мы включали некоторые обозреваемые образцы. Все прослушивания были короткими, только ради первых впечатлений, но они позволили лучше понять идеалы, к которым стремились в Oehlbach при развитии своей элитной линейки.
В каталоге российского поставщика эти кабели представлены версиями от двух до пяти метров (с шагом 0,5 м). Все производятся в Германии — разделываются на фабрике, комплектуются самыми качественными коннекторами Fusion типа «банан». В прайс-листе это самые дорогие позиции, так как на них больше всего уходит недешевых материалов.

Базовая «двойка» имеет парную структуру из 12 отдельно изолированных проводников из меди HPOCC, которые дополнительно обернуты тонкой медной фольгой. Такая концепция улучшает когерентность передачи высоких и низких частот и снижает влияние скин-эффекта. У модели-«четверки» все это удвоено и собрано в четыре линии, поэтому она выпускается либо в бай-вайринговой, либо редкой бай-ампинговой разделке. Может комплектоваться альтернативными наконечниками-«вилочками».

В остальном кабели почти идентичны — внешняя оплетка из нейлона, довольно солидный внутренний демпфер и «бочонки» из алюминия для заделки выводов, похоже, унифицированы. Вполне резонно ради экономии.
В качестве базы для сравнения мы взяли старший кабель из серии Excellence Bi-Tech 4 2-4 Banana (он вдвое дешевле, описывался в первой части обзора). Тестовая система с ним прозвучала чисто и воздушно, без гудящих оттенков — намного более опрятно, чем можно было ожидать от кабеля большого сечения в прозрачной ПВХ-изоляции. Понравилось свободная и певучая передача низов и середины. Отметили склонность акцентировать детали, очерчивать резкие ВЧ и добавлять легкий «сухой» привкус шумовым составляющим.

На таком фоне идентичный по длине и исполнению бай-вайринговый State of The Art Fusion Four показал себя намного интереснее. Ожидаемо ушел серебряный оттенок на ВЧ, деталировка перестала быть назойливой и прибавила в естественности. Вроде небольшие изменения, но они придали всем мнимым источникам в сцене гораздо большую узнаваемость, раскрыли объем пространства и задние планы, лучше сконцентрировали фокус слушателя на переднем плане. Другие приятные бонусы: внятный самый низкий регистр, лучшее гармоническое прояснение в полосе 1 - 5 кГц без усиления яркости…
Три стадии вовлеченности
Интерконнекты из чистой длиннокристаллической меди Oehlbah начала выпускать давно, причем самые доступные (а теперь можно сказать и культовые) модели такого рода в фирменной небесно-голубой оболочке без особых изменений дожили до наших времен и производятся под названием Series 2.

Но мы хотим обратить внимание на модели, показанные на фото. Те, что усилены мощной термоизоляционной заделкой коннекторов, это Series 1 — они лишь немного дороже упомянутых, повторяют в целом их конструкцию (в экранировании используется две оплетки и фольга), но обладают большим сечением проводников, поэтому преимущества HPOCC в звучании выражено лучше — кроме гладкости и приятной рафинированности получаешь еще более конкретизированную звуковую сцену и более наполненную (но не выпяченную) детальность.

Особняком стоит топовый Black Сonnection Master. Он отличается не только защитной рубашкой из особой «кожи» и хитрыми RCA-разъемами. У него четырехслойное экранирование. А медь HPOOC модифицирована серебром — из описания следует, что речь идет не о покрытии, а о добавке для лучшего связывания кристаллов, за счет чего достигается чрезвычайно низкое сопротивление.

Не скажем, что это сильно меняет характер звучания, но музыкальное действие в продвинутой аудиосистеме (и особенно с аналогового источника) с Black Сonnection Master перестает казаться воспроизведенным — в нем больше правдоподобия и живого дыхания. Жаль, что выпускается он только под RCA, балансной версии не предусмотрено.
Из точки A в точку B
На первый взгляд, здесь вообще ничего необычного — два типичных «периферийных» соединителя со стандартными параметрами USB. Один выпускается в спецификации 2.0 под скорость передачи данных 480 Мбит/с. Второй, с коннекторами USB-C, рассчитан на скорости до 10 Гбит/с, что позволяет применять его и там, где надо обеспечить передачу видео 4K. Но витые пары в этих кабелях сделаны, как уже упоминалось вначале, из HPOCC. А еще предусмотрено тройное экранирование и золотое покрытие коннекторов. Такие меры лучше защищают линии передачи данных от помех.

Для аудиосигнала, отдаваемого с ноутбука на ЦАП по протоколам USB Audio, это важно. Вы можете не заметить разницы в кабелях, если в линии все в порядке. Но на длинах более трех метров условия для высокоскоростной передачи потока или пакетов аудиоданных уже не идеальна (даже если дело не доходит до потери данных, звучание все равно может страдать некоторым замыливанием деталей). И именно поэтому мы использовали в тестах не слишком гибкий, но максимально надежный USB-кабель от In-Akustik.

Теперь мы нашли ему достойную замену. Куда более гибкий Primus B оказался в деле ничем не хуже даже в своей максимальной 7,5-метровой версии. Впрочем, в качестве нового референса для редакционных прослушиваний мы выбрали пятиметровый.

Уверены, что версия Primus CC показала бы себя не хуже, хотя проверить ее не было возможности из-за отсутствия переходника на гнездо USB Type-B. Кстати, идея для Oehlbach: в серию стоит добавить именно такой адаптер. И поскольку он будет нацелен на продвинутые адиофильские ЦАПы, логично дополнить его и развязывающими функциями.
Первый метр
В ассортименте Oehlbach кабели для Ethernet на топовом уровне представлены лишь одной моделью, зато выпускается она в широком ассортименте длин — от 1 до 15 метров. Все они отвечают нормам восьмой категории — полностью совместимы с сетевым оборудованием под привычные CAT 5, 5E, 6 и 6A, но могут работать на частоте в 20 раз выше стандартов пятой категории. Фронты импульсных сигналов в таком кабеле при переходе с низкого на высокий уровень и обратно значительно меньше заваливаются, то есть создается меньше неопределенности и, как следствие, джиттера.

Витые пары в Stream Primus CAT 8.1сделаны не из HPOCC, а из обычной бескислородной меди. Вся комбинация имеет тройное экранирование и дополнительно защищена текстильной оплеткой. Коннекторы RJ45 тоже внушают уважение — эти элементы с гребенкой полированных позолоченных контактов сами по себе более массивны (что хорошо для подавления вибраций), а поликарбонатные корпуса вставлены в позолоченные металлические оправы, которые заходят и фиксируются в гнездах практически без люфтов.

Важны ли подобные мелочи для качественного звучания при передаче потокового аудио? Который раз убеждаемся, что очень.

Изначально сетевая секция ЦАПа/преда Classe тестовой системы была подключена к «локалке» в стенной розетке дешевым патчкордом (наподобие того, что кладут в комплект к роутерам). По звучанию нельзя было определенно сказать, что в нем что-то не то, хотя при попытках воспроизведения файлов с частотой 353 или 384 кГц система изредка выдавала и ошибку — соединению банально не хватало стабильности.

Зная об этой проблеме, мы еще до начала тестов заменили патчкорд, поставив не слишком дорогой, но куда более качественный CAT 6 от In-Akustik. И уже тогда стало ясно, что тестовый сетап до этого звучал не настолько нейтрально, прозрачно и информативно, как мог бы. Исчезла незаметная до этого «стальная» подкраска. Сцена перестала казаться грузноватой. Усилилась разница в качестве звучания между хай-резами и аналогичными треками в стандартной частоте 44,1 или 48 кГц.

Но замена на Stream Primus CAT 8.1 позволила сделать еще один большой шаг к идеальному звучанию. К трехмерной ясности добавился полный геометрический порядок в сцене — даже самые мелкие звуковые детали и шорохи естественно встроились в нужные уголки пространства. Верхний диапазон наконец-то зазвучал как есть, вообще без намека на какую-то цифровую «шелуху». Аналогичным образом обрел свою завершенную форму бас.

Если оценивать в целом, то динамика и тональная картина не изменилась нисколько, чтобы можно было говорить о «другом» звучании. Но оно реально было другим — все исполнительские нюансы стали читаться лучше, проявилась живая и непринужденная артикуляция, раскрылись новые эмоциональные оттенки в вокале. Было ощущение, что благодаря одному лишь патчкорду мы просто расчистили путь к музыке.

Так что если решитесь взяться за апгрейд системы и своей домашней музыкальной сети — отсюда и начинайте. Все остальное — это уже по вкусу.